Самым массовым видом творчества в Чувашии всегда была вышивка (тере): ею занималась буквально каждая чувашская женщина, девушка. И по сей день традиции наших предков продолжают сохранять молодые девушки. Так и я увлекаюсь вышиванием чувашских узоров, и не просто узоров, это символика нашего народа, передающаяся из поколения в поколение. Вышивкой украшаются у чувашей верхние мужские и черты чувашского орнамента — сочетание приглушенных, в основном красного, с вкраплением золотистого, зеленого и синего цветов с тонким чувством ритма. Композиция чувашской вышивки, мотивы и техника исполнения, имея единую этническую основу, варьируются у разных этнографических групп. В прошлом при вышивании применялось более 30 швов.Для верховых чувашей, имеющих более выраженную генетическую связь с финно-уграми, характерны строгая гамма цветов (зеленый, оранжевый, черный; на головных уборах (рубашки, платки, фартуки и т. п. Характерные хушпу и тухья) - розовый, голубой и лиловый), геометрический орнамент из ромбических фигур, применение мелких швов. Рубахи чувашей анат енчи (средненизовых) украшались вышивкой по швам и разрезам, по краям подола и рукавов. Орнамент - геометрический, ведущий тон цвета - приглушенно-красный, мареновый в сочетании с зеленым и оранжевым (позже - синим и коричневым). Вышивка чувашей анатри (низовых) отличалась крупными и яркими полихромными узорами. Если у верховых чувашей геометрический орнамент небольшой и простой, то у анатри и анатенчи - рисунок крупнее, чаще сочетается с растительными стилизованными узорами. В ХIХ веке, с появлением в чувашских деревнях фабричных тканей, начинает применяться аппликация для декоративного оформления костюмов. Чуваши выделялись мастерством художественного тканья поясов с геометрическим орнаментом, тесьмы, витьем шнуров. Особенно искусно украшали они бисером, монетами, мелкими раковинами-ужовками (каури) головные уборы ХIХ в. – хушпу и тухью. Со времен Аттилы предки современных чуваш вышивали «разноцветные узоры на тканях, которые накидывались для украшения сверх варварских одежд». Шли века, общались народы, но «в области прикладного искусства, каковым является вышивка, чуваши-болгары являются законодателями и учителями народностей Волжского края». Богатое наследие оставили нам предки. Во все времена народных промыслов в Чувашии, одним из наиболее любимых и процветающих, было искусство вышивания. Национальное своеобразие чувашской вышивки заключается в широком использовании геометрического орнамента, а также в особой декоративности, развитие которой было связано с назначением оберегать владельца от злых духов, а затем стало украшать его одежду. Осмысление народной мифологии, мировоззрения и символики в вышивке выступает не только декоративность, но и смысловое значение изобретаемого. Древний орнамент используется для передачи мыслей, связанных с сегодняшним днем. В элементах чувашской вышивки сохранены знаки древней рунической письменности, родовые знаки, символы. Обожествляя явления природы, древние предки чувашей отразили свои языческие представления в орнаменте одежды и утвари. Вселенная изображалась в виде четырехугольника, образ великой богини – посредством священного древа жизни, солнце – в виде круга или розетки и т.д. Таким образом, орнаментальное искусство вышивки воплощало в себе духовное богатство и художественную культуру чувашского народа. Чувашская вышивка отличается высоким и подлинным чувством цвета. На старинных вышивках наблюдается та предельная точность рисунка, какую можно видеть на картинах великих итальянцев и которая создает особо тонкую величественность целого. Острое чувство звука и цвета, чутье, не допускающее никакой фальши, является у чуваша чем-то вроде шестого чувства. Звук и цвет, как нечто глубоко органичное и слитное, входят в работу любого чуваша, тем более чувашки, мастера любой отрасли искусства.
"Одеяния и украшения чувашей"
Национальный костюм во все времена привлекал к себе особое внимание. Он символизирует грандиозный путь древней культурной традиции, созданной и выстраданной чувашским народом, который прошел через невероятные по драматизму испытания. Он отражает художественно-эстетические вкусы чувашского этноса, его философские и нравственные представления, самобытное понимание мироздания и взаимосвязь человека с окружающей природой. Многочисленные порой уникальные формы чувашского костюма хранятся в виде разобщенных экспонатов в фондах ведущих музеев Чувашии, Казани, Самары, Саратова, Ульяновска, Уфы, а также Москвы и Санкт-Петербурга. Одним из первых, наиболее полным собранием образцов чувашского национального костюма, начиная с XVIII века и до наших дней, является книга «Чувашский костюм: от древности до современности» (авторы В.В. Николаев, Г.Н. Иванов-Орков, В.П. Иванов). В этом произведении чувашский костюм показан как выразительный художественный ансамбль и значительный исторический памятник. Здесь выявлены и сфотографированы цельные костюмы и отдельные элементы, систематизированы разнообразные типы костюма, раскрыты формы и разнообразное содержание, а также выявлены в архивах и фондах музея старинные фотографии, рисунки и картины чувашского костюма. При работе над книгой использовались экспонаты из 20 музеев Чувашии, России и зарубежья, материалы экспедиций по Чувашии, Башкортостану, Татарстану, Пензенской, Оренбургской, Самарской, Саратовской, Ульяновской областям. Поэтому это издание поистине можно считать энциклопедией чувашского костюма.
Надела я рубашку белую, Рукава, подол в письменах. Я узор рукавов читала – Надо идти вечером. Узор подола прочитала – Придти надо рано утром. Старинная народная песня, записана Н.И. Ашмариным В этой народной песне поется о знаках, очевидно рунах, используемых в вышивках чувашских костюмов. Руническое письмо, применяемое в вышивке, это всего лишь один из уровней символики, заложенной в народной вышивке. Основной же пласт символических значений лежит в самом расположении орнаментов и их сакральных значениях. Чувашская культура имеет в своем распоряжении развитую знаковую письменную культуру. Наряду с арабским письмом и кириллицей чуваши пользовались руническим письмом (вполне вероятно, существовало две самостоятельные системы рунического письма – буквенная и слоговая). Руны чисел шут палли, систему родовых знаков ана палли, систему магических и космогонических знаков, самобытную числовую систему, напоминающую римские цифры, также распространенную и у народов, населявших Волжскую Булгарию. Кроме того, в одеждах чуваши применяли систему маркеров, отражающих этническую, этноподгрупповую, социальную, родовую, территориальную принадлежность человека. Элементы костюма могли повествовать, по какому случаю одет тот или иной наряд: траур, свадьба, сватовство. Мы не имеем аналогов столь развитой системы космогонии в костюмах соседствующих народов. Самобытный в общих чертах чувашский костюм во многом сходен с результатами генетических исследований. Так, костюмы верховых чувашей Чебоксарского района имеют большое сходство с костюмами марийцев. Применение черного цвета, практически невозможное в костюмах других подгрупп, здесь выглядит естественно (обмотки лаптей, наплечники, пояс). В то же время, марийские женщины часто используют строй и стиль чувашского костюма, как свой. При этом используется упрощенная схема его декорировки. Используются более открытые цвета в его оформлении. Учитывая целостность генетического типа чувашей и равноудаленность их как от тюрков, так и от славян и финно-угров, генетически именно верховые чуваши оказались ближе всех других этноподгрупп к финно-уграм. по поводу схожести марийских и чувашских костюмов верховой подгруппы, в 1791 г. Г.Ф. Миллер писал: «В одеянии марийцы, живущие же в Козьмодемьянском дистрикте, от чуваш ничем не разнятся». В костюме верховых чувашей минимальное количество конструктивных линий. Усиливает восприятие наряда нагрудное украшение, выполненное из кожи с нашитыми на нем рядами серебряных монет. Женские платья остальных подгрупп чувашей отличаются конструктивно от костюмов верховой подгруппы в первую очередь тем, что вводятся красные вертикальные линии. Костюм низовых чувашей усложнен. Платья украшены оборками, иногда и в три ряда. Фартук состоит практически из одного красного. В данном случае он берет на себя организацию чистого пространства. Существуют чувашские женские платья, орнамент которых выполнен в технике аппликации. Женская рубаха кепе дублируется в чувашских космогонических представлениях с защищающей народ и страну силой Кепе. Сасаниды называли мужские халаты каба и одаривали ими правителей. На низовую группу чувашей, соседствующих с татарами, влияние последних выражается в применении тамбурного орнамента на передниках и полотенцах – сурпанах, а также использование ниток, выкрашенных анилиновыми красителями ультрамаринового, лимонно-желтого, изумрудного цветов. Наблюдается влияние мордовского костюма на небольшую группу чувашей, проживающих в Самарской области. Это влияние выражено в особом строе головного убора со свешивающимися двумя концами полотенец (сурпан) по бокам и одеваемом поверх платья особом нагруднике. Этой группой и группой самарских чувашей под влиянием русской культуры, наряду с традиционными применяются цвета, нехарактерные для классического чувашского костюма XIX в.: розовые, салатовые, изумрудно-зеленые, ярко-желтые. Не случайно, говоря о какой-либо подгруппе чувашей, мы их сравниваем с чувашами, проживающими в Чувашии и в правобережных приволжских районах Татарстана. Это точка сосредоточения чувашей в заключительный период существования Казанского ханства. Отсюда, с продвижением засечной черты (граница Московского княжества – город Алатырь) Русского государства, чуваши стали продвигаться на опустевшие в период владычества кочевников земли. Подобные процессы продолжались в годы Столыпинской аграрной реформы и при освоении целины в эпоху социализма. Удаляясь от основного центра компактного проживания, в среде более многочисленных соседей, чуваши постепенно перенимали элементы костюмов соседних народов не потому что они были лучше, а с целью не слишком выделяться в новой среде. Так, чувашки Ульяновской области начинают шить рукава костюмов на русский лад; косые линии обереги нагрудной части женской рубахи сокращаются до рудиментальных отрезков. Чуваши, переселившиеся в период Столыпинской аграрной реформы, практически не испытали изменения в традиционных костюмах. Так, среди чувашей Тобольска бытуют костюмы верховых и низовых чувашей. Чуваши, переселенные из окрестностей Казани и с Камы, обосновались в Башкирии. Отметим, что способ создания чувашских декоративно-прикладных вещей – очень поучителен для художников. Они дисциплинируют, приучают глаз к гармоничному расположению цветов, используя их минимальный набор, жесткой выдержке структуры, осмысленной трактовке вещей. Для сравнения, в мордовских костюмах тех же элементов декора настолько много, что они начинают утяжелять композицию. Но и в этом своеобразии костюмов заключается их красота. Народный костюм – не плод фантазии одного художника. Это выкристаллизовавшийся из века, а может быть, и тысячелетия – продукт коллективного творчества целых поколений людей. Именно поэтому любой сценический костюм, придуманный профессиональным художником, оказывается на ранг ниже по художественным критериям, чем народный костюм. При этом мы даже не говорим о космогоническом смысле, который мог бы заложить профессиональный художник в свое произведение. Чаще всего эта черта просто отсутствует в произведениях профессиональных кутюрье.
|
|